Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб

С Днем Победы! «Если появляется доверие между поколениями – это великое дело»

Юные яхтсмены, воспитанники Детского парусного центра «Дети ветра», поздравили с Днем Победы легендарных капитанов Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба.

 

В канун Дня Победы в яхт-клубе встретились два поколения яхтсменов. Заслуженные спортсмены и капитаны — Игорь Михайлович Дементьев, Дмитрий Сергеевич Люблинский, Борис Александрович Хабаров, Татьяна Николаевна Попова, Тамара Ивановна Кудрявцева за чашкой чая поговорили с ребятами о парусном спорте, о том, каким был яхт-клуб в первые послевоенные годы, поделились личным опытом.

Татьяна Николаевна Попова, капитан яхты «Пери», мастер спорта СССР, член сборной команды СССР, яхтенный капитан, чемпион Ленинграда и призёр чемпионатов СССР в классе «Дракон», пришла в детскую школу Центрального яхт-клуба с первым послевоенным набором и осталась верной клубу и парусу на всю жизнь. Кстати, тогда она была единственной девушкой в детской парусной школе яхт-клуба. Личные интересные истории из спортивной биографии Татьяны Поповой давно уже «живые легенды» клуба, некоторыми из них она поделилась с ребятами.

Борис Александрович Хабаров – яхтсмен и буерист, двукратный чемпион СССР (1969 и 1972 годы, класс «Дракон») мастер спорта, участник Олимпийских игр 1972 года. Родился в Ленинграде в 1934 году, пережил в родном городе блокаду. Самый титулованный яхтсмен Санкт-Петербурга по количеству одержанных побед и завоеванных призов. Многие годы входил в состав Совета капитанов Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба, считает, что настоящему яхтсмену все время нужно учиться — и не только у тренеров:

«Считайте, что вы, ребята, сегодня уже сделали первый шаг в сборную. Вы уже ходили на яхтах, конечно. Кое-что уже умеете. Помните — нужно все время пробовать, настраивать яхту, изучать тактику гонок, следить за соперниками очень внимательно. Важно, чтобы ребята могли участвовать в гонках на больших, настоящих яхтах, тогда у них появится другой опыт. Работа в команде, экипаж – все это принципиально. Нас брали в большие, настоящие походы, были детские лагеря, когда мы жили прямо в яхт-клубе. И все свое свободное время мы проводили здесь. Учитесь, и дальше все будет зависеть от вас».

 

Тамара Ивановна Кудрявцева, капитан яхты «Яхонт», мастер спорта СССР поддержала коллегу:

«Мы нашу яхту, которая сделана из сосны, и получена в 1968 году до сих пор бережно храним и ремонтируем… Важно, что мы все умели сами. Сами делали в мастерской чертежи парусов, сами их шили, мы же были и маляры, и ремонтники…Поэтому совет такой — нужно все знать о том, как устроена яхта. Что должно быть, какие работы нужно провести, что заменить. Аэродинамику знать. Обязательно учиться. И очень хорошо. Без этого – никак».

 

Игорь Михайлович Дементьев в 1952 году подростком пришел в Детскую парусную школу. Сначала — в Центральный яхт-клуб профсоюзов (сегодня Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб), затем — в Военно-Морской клуб. С парусным спортом связана вся его жизнь. В клубе ВМФ ходил на яхтах «Феникс», «Ариадна», «Персей». В Центральном яхт-клубе профсоюзов — на яхте «Волга» (Л-60), с 1973 года – на яхте «Варяг». С 1994 года бессменный капитан легендарной яхты «Звезда». Рассказал ребятам о том, как удалось сберечь яхты в годы блокады:

«Когда началась война всем, конечно, было не до яхт. В первую военную зиму яхты остались во льду и каким-то чудом уцелели. И уже весной следующего года яхтсмены, частично с фронта, частично из войск береговой охраны, пришли и вытащили суда из воды. И сохранили их, сберегли. Добавлю, что яхтсмены в годы войны занимались делами очень серьезными. В том числе – организовали большой отряд буеристов на Ладоге, 37 человек во главе с легендарным Иваном Петровичем Матвеевым. Отряд возил грузы, людей. Мне говорили, что первые мешки с хлебом по Ладоге были доставлены в блокадный город именно на буерах, на буер можно было погрузить бочку с топливом – 250 кг. Возили и людей – помещалось до 6 человек. Буера, которые ходили по Дороге жизни, были практически недосягаемы для немцев – за счет своей скорости и маневренности. И ни один из членов этого отряда не погиб…»

 

Дмитрий Сергеевич Люблинский, представитель уникального послевоенного поколения ленинградских яхтсменов, пережил в Ленинграде блокаду, пришел в детскую школу в 1946 году, сразу после войны. Чемпион СССР (1950 год, класс Л-4, экипаж Д.Н. Коровельского), победитель Балтийской регаты, неоднократный призер всесоюзных соревнований. Сейчас – капитан- наставник яхты «Аврора», хранитель традиций Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба, его усилиями были созданы и уникальный фотоархив, и Книга памяти ленинградских яхтсменов, предложил установить в Санкт-Петербургском Речном яхт-клубе новую традицию:

«В нашем деле мелочей нет. Нужна мера. И смелость, и осторожность. Если ты – рулевой, то сразу после того, как дан старт, именно ты отвечаешь за весь экипаж и команду. Иногда приходится и жестко. Это один из ключевых моментов в парусном спорте. Гонка может быть любая – от кругосветки, до короткой дистанции здесь, в клубе. Но результат ее определяют секунды. У ребят есть вопросы и по технике, и по тактике, и по философии… Хорошо бы завести традицию встречаться, и отвечать на них. Можно так, как сегодня – за чашкой чая. А лучше на яхте. Если появляется контакт, доверие между поколениями – это великое дело».

  Воспитанники Центра «Дети ветра» и директор Речного яхт-клуба Анна Шумейко поблагодарили гостей и с удовольствием поддержали предложение.