Памятные имена яхт-клуба

Пётр Тимофеевич Толстихин

Пётр Тимофеевич Толстихин

Это имя тесно связано с историей и развитием яхтенного спорта в Морской столице. На протяжении многих лет представление о парусном спорте в Ленинграде было неразрывно связано с именем Петра Тимофеевича Толстихина. Действительно, этот яркий и самобытный человек, полтора десятилетия возглавлявший городскую парусную федерацию, пользовался безграничным авторитетом.

В начале 1977 года Толстихин обратился в Леноблсовпроф (Совет профсоюзов) с предложением о выводе Центрального яхт-клуба из ведения спортивного общества «Труд» и создания экспериментального объединения, в котором яхт-клуб и Дворец спорта «Юбилейный» будут функционировать как единый хозяйственный комплекс. Выгода такого объединения для яхт-клуба казалась очевидной, но профсоюзным руководителем потребовался год, чтобы принять эпохальное решение. Время было упущено, реализовать проект так и не удалось, но его обоснование до сих пор являются «черновиком» для хозяйственной и зрелищно-массовой деятельности яхт-клуба. Кроме того, благодаря предпринятым действиям, Центральный яхт-клуб получил новый, более выгодный для себя статус - он стал подчинятся непосредственно Леноблсовпрофу. Вот тогда-то в названии Центрального яхт-клуба и появилась привычная для нас приставка «профсоюзов».

В парусный спорт Толстихин пришёл уже в зрелом возрасте. Отец и ближайшие родственники Петра Тимофеевича были шахтерами из Черногорска, что в Краснодарсом крае. Сам Петр мечтал стать летчиком, занимался в кружке Осоавиахима, прыгал с парашютом, летал на планере и И-16. Лётной биографии помешала строка о репрессированном в 1929 году отце. Дорога в небо была закрыта.

Но знакомство с буером круто изменило судьбу Толстихина. За штурвалом ледовой яхты он познал то, о чём мечтал, к чему стремился с детских лет: ощущение полёта надо льдом, скорость, риск, азарт борьбы с реальным соперником. В 1954 году он дебютировал в экипаже главного яхтсмена страны. Вместе с Иваном Матвеевым и Андреем Мазовкой, новый шкотовый дважды становился чемпионом СССР, выигрывал Балтийскую и Черноморскую регаты, побеждал на гонках в Финляндии, в Швеции и в Германии. Кульминацией карьеры шкотового для Петра Толстихина стало участие в Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. И хотя гонки у австралийских берегов не принесли победных лавров советскому «Дракону», остался бесценный опыт, яркие впечатления, интересные и нужные знакомства в спортивных кругах.

Честолюбивый и амбициозный Толстихин не хотел засиживаться в шкотовых, он рвался к самостоятельному управлению яхтой и был уверен в будущем успехе. Тем более, что снования для этого были. Уже в 1957 году занимал призовые места на чемпионатах Ленинграда и Вооруженных сил, успешно соперничая с самим Иваном Матвеевым, а несколько лет спустя становится чемпионом города и призером чемпионата страны, устанавливает всесоюзный рекорд скорости. В гонках на море Петр Толстихин выбрал для себя яхту нового олимпийского класса - динамичный и быстроходный швертбот «Летучий голландец». Успехи пришли не сразу. Опыта и умения строить качественные яхты у отечественных верфей не было, а новые импортные в Ленинград не попадали.

К 40 годам Пётр Тимофеевич закончил Школу тренеров, а за ней Институт физкультуры. Поступившее предложение стать заместителем директора Ленинградской судоверфи профсоюзов было перспективным. Он согласился. Проработать на верфи пришлось чуть больше года, но и этого Толстихину хватило, чтобы обратить на себя внимание, как на хозяйственного руководителя, обладающего твёрдой рукой. Поэтому, когда зимой 1968 года освободилась должность директора Центрального яхт-клуба (тогда еще с приставкой ДСО «Труд»), предложенная С.И. Ухиным на это место кандидатура Петра Толстихина, не вызвала возражений.

Первый год на посту директора был полон драматизма: в день открытия навигации разрывается сигнальная пушка, гибнет один из гостей клуба, тяжкие увечья получает яхтсмен; через два месяца тонет член экипажа одной из крейсерских яхт. Судьба молодого директора висела на волоске, но он выстоял.

Три года работы под руководством П.Т. Толстихина Центральный яхт-клуб буквально насыщается его энергетикой. Он «выбивает» из руководства Леноблсовпрофа значительные средства на обновление спортивного и обеспечивающего флота, добивается выделения средств на завершение реконструкции яхт-клуба, включающее намыв новой территории, строительство холодного эллинга, столярной и механической мастерских, западной гостевой гавани. Всё продвигается крайне медленно, на любой довод директора яхт-клуба в пользу продолжения работ у городских и профсоюзных чиновников находятся тысячи противоположных аргументов. Толстихин приводит в клуб различные комиссии и рабочие группы, подключает общественность, выступает в прессе, не дает отложить проект в долгий ящик. Деловая активность директора яхт-клуба не осталась без внимания руководства профсоюзов. В скором времени Петра Толстихина, увы, перевели на другую, пусть и более престижную, но далекую от парусного спорта должность.

Его назначили директором крупнейшего на тот момент спортивного комплекса в Ленинграде - Дворца спорта «Юбилейный». Построенный и спешно сданный к 50-летию Советской власти, дворец спорта постоянно лихорадило. Принятый в эксплуатацию с большими недоделками, комплекс и все его технические системы требовали постоянного ремонта. Об экономической эффективности проблемного сооружения речи вообще не шло. Через два года после назначения нового директора положение дел в «Юбилейном» начало изменяться коренным образом. Сначала дворец вышел на самоокупаемость, затем стал зарабатывать существенную прибыль. Полученные от эффективной эксплуатации доходы, «Юбилейный» вкладывал не только в собственное развитие, но и в знаменитую на весь мир школу фигурного катания, оказывал поддержку баскетбольному клубу «Спартак».

В 1972 году П.Т. Толстихин, вместе с известным яхтсменом и тренером Эдуардом Яновичем Стайсоном, инициировал избрание председателем городской Федерации парусного спорта Игоря Николаевича Кугушева, занимавшего тогда высокую должность начальника крупнейшей в СССР строительной организации - ГлавЛенинградСтроя. Влияние и возможности нового председателя значительно продвинуло работы по реконструкции и строительству трёх крупнейших ленинградских яхт-клубов: Центрального, Балтийского морского пароходства и Кировского завода. Уже заменив И.Н. Кугушева в 1976 году на посту председателя Федерации парусного спорта, Пётр Тимофеевич, входивший в состав ленинградского отделения Оргкомитета Олимпиады-80, сумел отстоять сохранение Центрального яхт-клуба в числе резервных олимпийских объектов, что позволило довести до конца все строительные работы. По инициативе П.Т. Толстихина, на средства, выделенные из доходов Дворца спорта «Юбилейный», для Центрального яхт-клуба было приобретено несколько дорогостоящих яхт с польской выставки.

Источник: http://news2.ru/story/483301/

На фото: экипаж чемпионов СССР 1956 года в классе «Дракон»: рулевой И. Матвеев, шкотовые А. Мазовка и П. Толстихин.

Фотография из его личного архива И.П.Матвеева

Назад к списку памятных имен »